По какой методике будет обучаться наш ребёнок?..

По какой методике будет обучаться наш ребёнок?..

…Это один из вопросов, который обязательно задают родители, приводя своё чадо в детский клуб или садик. И ждут чёткого односложного ответа.

Перед этим, как правило, родители глубоко (по их мнению) изучают вопрос, делают выводы и стараются найти клуб, заявляющий именно эту методику. Если же такой клуб по близости найти не удаётся, родители настойчиво рекомендуют выбранную методику администрации приглянувшегося детского учреждения.

Однако, правильно ли это, если ребёнок будет обучаться, следуя какой-либо одной методике, известной и модной, носящей имя своего создателя, но разработанной десятки лет назад?

Ниже приведен перечень наиболее известных методик с указанием их основных преимуществ и недостатков. Этот материал, скорее всего, известен большинству родителей.

Однако считаем необходимым отметить главное:

Ни одна из методик не обладает неоспоримыми преимуществами по сравнению с остальными (в противном случае лучшая методика вытеснила бы всё остальное точно так же, как в своё время бензиновые двигатели вытеснили паровые).

Кроме того, не все методики имеют под собой научное обоснование и доказательную базу. Иногда выбор той или иной методики становится буквально вопросом веры. И, конечно же, вопросом маркетинга. Если в названии клуба, садика или школы присутствует название методики, то представители данного учреждения буквально докажут вам, что эта методика единственно верная. Конечно же, только «Сад Монтессори» или, к примеру, «Вальдорфская школа», остальное – ересь.

В последнее время набирает популярность идея о том, что «нельзя перегружать мозг» и «активировать функции раньше времени». Поэтому лучшая методика – отказаться вообще от каких-либо развивающих и подготовительных занятий. При этом, естественно, никаких ссылок на вменяемые научные статьи и публикации адепты этой идеи не приводят. Хотя вовсю оперируют терминами «нейронная сеть», «синапс», «нейротрансмиттеры» и пр., зачастую применяя их совершенно безграмотно.

Мы же «проповедуем» комплексное продуманное применение элементов разных методик, основываясь на современной базе научной педагогики, преподаваемой в педагогических ВУЗах, и на современных разработках собственных методистов с классическим высшим образованием.

Мы не экспериментируем на детях, хотя открыты к новому.

Можно было бы назвать это, к примеру, «Синергетической методикой», но разве дело в названии

Автор: Галина Власова, исполнительный директор Центра развития «Вершина».

 И, напоследок…

Топ 7 наиболее популярных педагогических методик 

  1. Методика Марии Монтессори

Возраст детей: методика рассчитана для детей от 3 лет, но на сегодняшний день, в детских садах, где преподают по системе Монтессори, создаются Монтессори-группы для детей и младше 3 лет

Основные принципы: главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!». Ребёнку предоставляется возможность полной свободы выбора. Ребёнок самостоятельно выбирает чем, как и как долго ему заниматься. Ребёнка не нужно заставлять обучаться, его нужно заинтересовать.

Плюсы методики:

– Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.

– На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.

– Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающие за логику, моторику и аналитические способности.

Недостатки методики:

– Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.

– Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.

– Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.

– Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

 

  1. Методика семьи Никитиных

Возраст детей: методика подходит для детей от 2 до 17 лет.

Основные принципы: основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом. Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами. В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще – в самой жизни детей.

Плюсы методики:

– Доступность; легкость в осуществлении, позволяющая освоить ее родителям, имеющим даже поверхностные представления о педагогике и развивающих системах;

– Возможность уделять внимание как интеллектуальному, так и физическому развитию ребенка.

Недостатки методики:

– Ребенок до года может болезненно реагировать на излишне жесткие методы работы;

– Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка, отсутствие должного внимания мелкой моторике;

– Невозможность осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

 

  1. Методика Николая Зайцева

Возраст детей: методика подходит для детей от 1 до 10 лет

Основные принципы: в основе системы обучения Зайцева  — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Плюсы методики:

– Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету;
– У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию;
– На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Недостатки методики:

– В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму;

– Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике, развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

 

  1. Методика Глена Домана

Возраст детей: по мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам, начиная с рождения.

Основные принципы: во время активного развития мозга ребенок запрограммирован природой поглощать информацию. Он делает это легко, просто и не нуждается в дополнительной мотивации. Время развития мозга у ребенка: от 0 до 3 лет — наивысшая активность; от 3 до 6 лет — резкое торможение; после шести — почти полное замедление и окончание формирования. Следовательно, наиболее интенсивной обучающая программа должна быть до 3 лет.

Плюсы методики:

– Обучение можно начинать с самого рождения;

– Заниматься достаточно просто;

– Материал для занятий (карточки Домана) можно сделать самим;

– Заниматься с ребёнком могут сами родители, не нужно привлекать специалистов;

– Получаем всесторонне развитие (карточки можем показывать на разную тематику – природа, еда, транспорт и т.д.).

Недостатки методики:

– В процессе обучения ребёнок пассивен – просто должен смотреть;

– При этом малыш не учится самостоятельно читать или слушать и производить анализ текста;

–  Творчество в процессе обучения проявить невозможно;

– Процесс обучения формализован – нужно следовать инструкции и показывать карточки несколько раз в день без пропусков;

– Дети старше 3х лет неохотно воспринимают обучение по методике Домана, если раньше с ними не занимались таким образом.

 

  1. Методика «Вальдорфская педагогика»

Возраст детей: эта система подходит для школьников всех возрастов (от 6 до 17 лет).

Основные принципы: согласно с этой методикой, ребёнка до возраста семи лет (до периода смены молочных зубов) не следует нагружать обучением чтению и письму, а также логическими занятиями. В раннем детском возрасте необходимо всячески раскрывать творческий и духовный потенциал ребёнка. Главный принцип Вальдорфской системы: «Детство – полноценная жизнь, которая прекрасна!» Ребёнок воспитывается и развивается в гармонии с природой, он учится творить, слышать и чувствовать музыку, рисовать и петь.

Плюсы методики:

– Каждый ребенок – индивидуальная личность со своими способностями. И поэтому обучение происходит согласно потребностям каждого ученика, а не по единой системе, как это принято в большинстве других образовательных систем;

– С детьми младшего школьного возраста занимается один единственный педагог, который является для них другом и наставником. Педагоги проходят строгий отбор и должны проявлять гибкость и быть всесторонне развитыми;

– В Вальдорфских школах дается минимум академических знаний, особенно в младших классах, натомись больше познаний окружающего мира;

– В школе нет главных и второстепенных предметов. И творческим направлениям уделяется даже больше времени и внимания чем остальным предметам. Потому что считается, что именно они влияют на развитие личности, а не точные общепринятые предметы;

– Отсутствие учебников. При этом дети имеют свои рабочие тетради, общие на все предметы, которые затем скрепляются в одну единую. Таким образом, получается, что ученики сами создают свои учебники и возвращаются к записям в случае необходимости, а не забывают и не забрасывают их;

– Применяется междисциплинарный подход в обучение, так, чтобы дети не разделяли разные предметы, а имели общее представления о мире, как о едином целом. Поскольку все в мире очень тесно между собой взаимосвязано;

– Внимание уделяется в равной степени как теории, так и практике, с целью избежать перекосов в какую-либо из сторон. И так, чтобы теоретические знания не терялись;

– Культивируются семейные ценности. И не только среди учеников, но и среди родителей;

– Дети учатся креативно мыслить и работать в команде, у них хорошо развивается фантазия;

– Детям в Вальдорфских школах не выставляют никаких оценок, а все занятия построены на личной заинтересованности каждого ученика и его вовлеченности в процесс, а не принуждении.

Недостатки методики:

– Считается, что количество знаний, которые получают дети в Вальдорфских школах недостаточно для поступления в высшие учебные заведения;

– Некоторые родители утверждают, что дети растут в слишком тепличных условиях. Несмотря на то, что детям в стенах школы действительно хорошо и комфортно, за ее пределами их ждет жестокий и далеко не всегда дружелюбный мир. А это значит, что дети выходят из школы совершенно неприспособленными к реалиям современной жизни;

– В школе акцент на приоритете творческого развития, а не изучении точных наук. И это нередко выливается в то, что ребенок не умеет грамотно анализировать ситуацию, не знает основных принципов работы тех или иных процессов.  В результате нередко со своими творческими способностями он может остаться непризнанным талантом, неспособным ни в чем другом себя реализовать.

 

  1. Методика Сесиль Лупан

Возраст детей: данная методика подходит для детей в возрасте от 0 до 5 лет.

Основные принципы: Главный принцип методики заключается в тесном общении родителей и детей. Считается, что родители часто путают понятия «внимание» и «опека». Внимание предполагает общение с ребенком и разъяснение интересующих его вопросов, а также способность родителей определить таланты малыша и уделить их развитию как можно больше времени.

В свою очередь, излишняя опека, по мнению Лупан, мешает развитию ребенка, так как предупреждает свободу действий и сводит внимание к бытовым заботам о ребенке (накормить, соблюсти гигиену, формально ответить на вопрос). При этом родители мало внимания уделяют искреннему и познавательному общению. Также к принципам воспитания по методике Лупан можно отнести: обучение детей по мере возникновения у них заинтересованности, не навязывание взрослого мнения; предоставление материалов и обеспечение окружающей среды, которые будут активно способствовать рождению интереса и соответственно приведут к познанию мира; развитие малыша в разных сферах и областях (не ограничиваться одной тематикой, если у малыша есть 2-3 явно выраженных таланта); подарить малышу свое тепло, понимание и любовь, не относиться к нему свысока и с пренебрежением и общаться на равных; малышу должно быть комфортно во всех отношениях. Познание должно быть вызвано интересом, а не графиком и требованиями.

Плюсы методики:

– Одновременное гармоничное физическое, эстетическое и умственное развитие ребенка;

– Наиболее полное развития ребенка через органы чувств;

– Развитие общительности, адекватного восприятия себя и окружающего мира.

Недостатки методики:

– Родители довольно много времени должны уделять малышу;

– Необходимость большого терпения, желания, хорошего настроения и общительности родителей для качественных занятий с ребенком;

– Не подходит для вспыльчивых, занятых, авторитарных родителей.

 

  1. Методика Масару Ибука

Возраст детей: данная методика подходит для детей от 0 до 5 лет

Основные принципы: основной принцип методики заключен в названии книги Ибуки – «После трех уже поздно». Ибука считает, что развитием детей необходимо заниматься с первых дней жизни; ­реальные возможности детей безграничны и, «вовремя» вводя новые знания, можно добиться поразительных результатов; ­воспитать гения просто – надо всего лишь заниматься с ребенком с рождения, а не с 3 лет, как предполагает большинство методик. К 3 годам мозг формируется на 70­-80% и в дальнейшей жизни сыграют роль именно те знания, которые родители успели заложить в ребенка до этого возраста; дети от природы имеют желание учиться, но оно не должно притупляться игрушками и развлечениями; ­в качестве дидактических материалов Ибука предлагает использовать сокровища мировой цивилизации: учить наизусть стихи, просмотр мультфильмов заменить просмотром творений Рембрандта и Леонардо, а танцевать не под детские песенки, а под классическую музыку.

Плюсы методики:

– Жажда исследований вашего малыша ничем не ограничена. Это и плюс, и минус одновременно (но только для вас, а для него – однозначно плюс!). Ибука не жалует детские игрушки, зато подталкивает родителей давать детям всякие жизненные игрушки (от вилок до ящиков комодов, от батареек до системных блоков компьютера);

– По системе Ибука работает крупнейшая развивающая ассоциация в Японии, и ее работа приносит однозначно положительные плоды.

Недостатки методики:

– Система рассчитана на японский менталитет (послушание, склонность к созерцанию), который подходит не всем европейским детям;

– Ибука высказывает некоторые спорные идеи (например, о наказаниях детей, о половых различиях), которые могут не совпадать с вашими представлениями о воспитании.

Комментарии ()